Консультации педагога-психолога

Компьютер – друг или враг

Информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности, они достаточно значимы и актуальны. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Но, как всякий новый этап, несёт с собой и новые проблемы. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Компьютер для ребёнка является игрушкой, необычной, привлекательной. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его?

Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей. Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы, казалось бы, не должны сталкиваться с проблемой «Ребенок и компьютер», но практика показывает обратное. Дети-дошкольники рассказывают, что проводят время за компьютерными играми дома. Общение с компьютером для ребенка весьма привлекательно. Есть специальные компьютерные игры, которые предназначены для самых маленьких. Дошколята могут раскрашивать картинки, заниматься с обучающими программами (математика, иностранные языки) которые развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. Есть даже программы для детей до года, Развивающие игры не вредны малышам, но они зачастую имитируют то, что можно сделать на бумаге. Как вы думаете, что лучше развивает мелкую моторику вашего малыша – пользование компьютерной мышью или рисование карандашом? Конечно, карандаш.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

          Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

 

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

         Для детей ростом 115 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см.

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

 

Несомненно, для ребенка это все очень хорошо, но всегда есть и отрицательные стороны.

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. Это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. Это отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание - дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти. Еще один факт, это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку экрана и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог.

Родители больше уделяйте своим детям времени, играйте, общайтесь с ними. На пример в «Ролевые игры известные всем «Дочки-матер», «Семья». В игре с Вами ребенок развивается, знакомится с взрослым миром на детском языке, постигать правила жизни, учится взаимодействию и взаимопомощи.

Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных.

Вам, родители, уже решать, как его (компьютер) использовать,

чтобы не навредить своему ребенку.

 

И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

 

Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/10/konsultatsiya-dlya-roditeley-kompyuter-drug-ili-vrag

свернуть

Эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание: способы восстановления и профилактические меры

  Признаки эмоционального выгорания

·        Моральное истощение – это стремление к одиночеству, зависть, злоба, обвинение, уход от ответственности.

·        Умственное истощение – это безразличие к работе, хроническое нежелание идти на работу, отвращение, вспыльчивость, хроническое недовольство, потеря профессионализма.

·        Физиологическое истощение – это хроническая усталость, головные боли, пониженный иммунитет, слабость в мышцах, нарушение в работе пищеварительного тракта, соматические заболевания.

Возможные причины и варианты терапии эмоционального выгорания:

 

Человек с чувством собственной неполноценности чрезмерно старается заслужить признание и любовь - через усердие и отличный результат своей деятельности. Терапия - осознать себя, свое достоинство независимо от рабочих моментов, поработать над чувством собственного достоинства.

Человек не умеет вовремя дать себе отдых, качественно отдохнуть и набраться сил. Терапия - научиться вовремя отдыхать и полностью расслабляться.

Человек находится в среде повышенного стресса, окружение требует полной самоотдачи. Терапия - научиться защищать себя от влияния, отстаивать свои границы, давать себе отдых.

Человек слишком много общается с людьми, перегружая свою нервную систему, не успевает восстанавливаться. Терапия - сократить общение с людьми, дать себе побыть в одиночестве, где можно полностью расслабиться и наполниться силами.

Человек неправильно расставил приоритеты в своей жизни. Увлекается своей работой, забывая о себе, забывая вовремя заботиться о своем здоровье. Терапия - проанализировать свои привычки полной самоотдачи и, возможно, жертвенности во имя работы. 

Высокая самоотдача в работе и отсутствие ожидаемого достойного вознаграждения. Человек теряет смысл в своих действиях, состояние напряжения от чувства несправедливости по отношению к нему. Терапия  - работа над ожиданиями и выстраиванием границ, учиться отвлекаться и качественно расслабляться.

 

 Чем опасно эмоциональное выгорание?

 

В результате хронического эмоционального выгорания могут развиться опасные заболевания, угрожающие жизни человека. 

Выделяют 5 стадий эмоционального выгорания (согласно теории Гринберга):

 1. "Медовый месяц". Работник становится менее энергичным.

 2. "Недостаток топлива". Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. 

 3. "Хронические симптомы". Хроническая раздражительность, «загнанность в угол». 

 4. "Кризис". Развиваются хронические заболевания.

 5. "Пробивание стены". Острая форма заболеваний. Угроза жизни. Карьера под угрозой. Профессиональная непригодность.

Эмоциональное выгорание - это действительно серьезно, и не стоит откладывать на потом решение этой проблемы.

 

ЕСЛИ ВЫ НАШЛИ У СЕБЯ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

Как себя восстановить?

 

Живите по трем простым правилам:

1. удовольствие от мелочей жизни  - "Мелочь, а приятно!",

2. качественный отдых  - "Отдых - всему голова!"

3. пробуждение силы тела - "Движение - жизнь!"

 

ПРОФИЛАКТИКА: КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ?

 

Определите свои приоритеты, ответьте себе на несколько вопросов:

 

1. Важно ли, чтобы тебя все любили и уважали на работе? Можешь ли ты принять тот факт, что ты не червонец, чтобы нравиться всем? Хочешь ли ты заслужить одобрение руководства и доказать, что ты лучше других сотрудников?

2. Как часто ты берешь на себя чужую работу в нагрузку? Как часто делаешь всё, чтобы чувствовать себя "Героем труда"?

3. Сколько часов уходит на полноценный сон? Заботишься ли ты о себе, чтобы хорошо выспаться и набраться сил для завтрашнего рабочего дня?

4. Есть у тебя время побыть одному и просто ничего не делать хотя бы пару часов в неделю?

5. Есть ли у тебя любимое хобби и любимые виды активного и культурного отдыха? (рисование, велосипедные прогулки, театры, кино и др.)

6. Есть ли у тебя любимая книга и любимые цитаты, которые тебя вдохновляют на то, чтобы наслаждаться жизнью и маленькими радостями?

7. Какое место в твоей иерархии ценностей занимает работа? (ценности такие: здоровье, семья, отдых, работа, самообразование, самосовершенствование, богатство, творчество, хобби и др.)

Поразмышляй о том, как ты можешь заботиться о себе, как быть всегда в форме? Как быть хорошим профессионалом, не вредя себе самому?

 

 

Способы словесной поддержки:

Самоодобрение: В случае даже незначительных успехов нужно похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!» — Находите возможность хвалить себя почаще и от всей души!

Три счастливых момента!: С самого утра, когда вы еще лежите в постели, нужно сказать себе: "Сегодня меня ждет 3 счастливых момента! День будет прекрасным!" А вечером перед сном, подумайте о трех прекрасных моментах, а еще лучше запишите в дневник.

Я люблю свою работу!: Напишите на листок бумаги 7 самых больших радостей от вашей работы, красиво украсьте текст и повесьте на видное место. Далее напишите, какую пользу вы приносите на работе, какие добрые слова вы слышали про результат ваших усилий, с кем на работе вам комфортно и радостно общаться, кто поддерживает вас. И наконец, вспомните те дни, когда вы испытывали радость на рабочем месте, и попытайтесь ради развлечения воссоздать это состояние! 

 

Способы настройки на приятные моменты на рабочем месте:

 

Любимый уголок на рабочем месте. Создайте уютную обстановку на работе: пусть на столе стоит любимая фотография в красивой рамочке, а в столе лежит любимая шоколадка. Пусть вокруг вас будет приятная для вас атмосфера, общайтесь с приятными для вас людьми. Быстрый способ восстановления сил для женщин. Если на работе сложилась непростая ситуация, вы перенапряглись, то попробуйте простой способ быстрого восстановления: уединитесь в дамской комнате, умойте лицо, руки и представьте, что вся усталость и раздражение впитывает вода из-под крана, все тяжелые мысли и состояния утекают в канализацию. Помассируйте кожу голову, рук, продышитесь, и напоследок помойте руки душистым мылом, насладитесь вашим любимым ароматом. Представьте, как с ароматом вы впускаете в себя солнечный свет и тепло, и внутри вас есть уголок природы, где вы можете по-настоящему отдохнуть и набраться сил.

 

Будьте здоровы и счастливы! Пусть работа будет в радость!

 

свернуть

Советы родителям, которые идут на поводу у ребенка

Маленькие манипуляторы. Советы родителям, которые идут на поводу у ребенка

 

 Ежедневно ребенок изучает не только окружающие его предметы, но и поведение других людей. Дети очень наблюдательны и легко распознают слабости взрослых. Ребенок хорошо запоминает, когда родители перестают быть категоричными и последовательными в некоторых вопросах и в дальнейшем виртуозно пользуется этим. «Вчера мне мама разрешила посмотреть на ночь мультик, может и сегодня позволит», – рассуждает малыш перед истерикой. В чем же причина такого поведения ребенка?

 Как вести себя с ребенком- манипулятором и как предотвратить появление этой проблемы?

Для достижения своих целей малыш-манипулятор может использовать различные способы: плач, ложь, лесть, отговорки и т.д. После очередной детской истерики родители зачастую капитулируют и выполняют просьбу карапуза. Несколько раз добившись желаемого, ребенок осознает действенность своих методов и начинает использовать их снова и снова.

Не всегда капризы и истерики – это манипуляция. Дети не раз в своей жизни будут переживать кризисы взросления, которые сопровождаются различными сложностями в поведении. Такие периоды временны и естественны для каждого ребенка.

Например, в первые годы жизни кроха с помощью плача получает желаемое. И это вовсе не манипуляция, как думают многие взрослые. А маленький человек лишь сообщает взрослым о своих естественных физиологических или эмоциональных потребностях, ведь другого способа попросить маму покормить его или поменять подгузник у него нет.

Другое дело, когда манипуляция уже осознанная и имеет направленный характер. «Мама не купила вчера игрушку, а сегодня я поплакал в магазине, и она уже не смогла мне отказать», – думает малыш. Попробовав несколько раз такой способ, подросший ребенок осознает его действенность. Чем старше становится кроха, тем больше совершенствуются его методы воздействия на родителей. Если раньше он использовал истерику, то в это время может прибегнуть и к угрозам, лести, симуляции болезни и даже агрессии.

Как скорректировать поведение ребенка-манипулятора и вовремя предотвратить появление такой проблемы.

  • Если в очередной раз малыш закатил истерику – не применяйте физическое наказание, не повышайте голос, это может ещё больше усугубить ситуацию. Объяснять что-либо ребенку в таком состоянии не имеет смысла. Дождитесь, пока истерика закончится, и поговорите с малышом спокойным тоном.
  • Не забывайте говорить ребенку о своей любви. Довольно часто взрослые умалчивают о своих чувствах, считая, что дети и так знают о них. Но любому ребенку необходимо чувствовать себя нужным, слышать про то, что его любят, не взирая ни на какие обстоятельства.
  • Не идите на уступки, проявляйте твердость в своих убеждениях. Сегодня у вас хорошее настроение или нет желания что-то объяснять ребенку и спорить с ним, и вы закрываете глаза на очередное его эмоциональное давление и выполняете желаемое? Будьте готовы к тому, что если единожды вы пошли на поводу у ребенка – он будет прибегать к таким методам неоднократно. Важно быть твердыми в своих убеждениях, в независимости от обстоятельств.
  •  Помните: все члены семьи должны придерживаться единых принципов воспитания. Если мама и папа запрещают, а бабушка разрешает, естественно, у ребенка возникнет чувство растерянности и непонимания: «раз кто-то из взрослых не против, значит не такой уж это и категорический запрет».
  • День за днём стройте доверительные отношения с ребенком. Без регулярных бесед с малышом родителям будем намного сложнее понять причины того или иного поведения.
  • Уделяйте больше внимания вашему малышу. Как ни странно, ребенок зачастую прибегает к манипуляции, лишь пытаясь привлечь ваше внимание. Проводите время с малышом. Совместные игры и регулярные беседы принесут намного больше пользы, нежели новые игрушки.
  • Не пытайтесь купить хорошее поведение. «Если ты уберешь за собой игрушки, я куплю тебе конструктор», «доченька только не плачь, я куплю тебе куклу». Ошибка многих родителей стимулировать малышей к правильному поведению с помощью таких способов. Кроха привыкнет получать долгожданные призы и будет стремиться угодить вам только ради этого, искусственно изображая примерного ребенка. Задумайтесь над этим, ведь его потребности по мере взросления будут расти.
  • Запрещая, говорите спокойно и уверенно. Даже если маленький-манипулятор расплачется или обидится, скажет что-нибудь колкое в ответ на ваше замечание, оставайтесь спокойным и доброжелательным. Малыш таким способом выражает свою реакцию на то, что ему не понравилось. Не меняйте своего решения, не давайте слабину, тогда ваши слова будут весомыми. Объясните крохе, почему вы ему это запрещаете. Будьте честны с ним: «здесь нельзя играть, потому что это угрожает твоему здоровью» и т.д. Со временем малыш начнет понимать и слушать вас.

 

  • Выставляйте границы дозволенного. Запреты должны быть адекватными, устанавливать их нужно как можно раньше. Придерживайтесь своих принципов постоянно, не запрещайте слишком многого и не говорите об этом слишком часто.
  • Не давайте волю своим эмоциям. Дети тонко чувствуют ваше эмоциональное состояние и отражают его.
  • Будьте ребенку примером. Ваши слова должны совпадать с вашими поступками.
  • Не чувствуйте себя виноватыми. Пресекая попытки манипуляции, будучи строгими в некоторых моментах, вы можете встретиться с эмоциональной реакцией ребенка. Не нужно винить себя и считать жестоким родителем. Вы лишь хотите вырастить хорошего человека и делаете все это во благо.
  • Находите компромиссы. Стремитесь найти общий язык с ребенком. Разговаривайте с ним с уважением, учите и его конструктивному общению. Объясните, что можно делать, что нельзя и почему т.д.
  • Признавайте свои ошибки и просите прощения. Никто не идеален. Даже взрослые часто заблуждаются и бывают неправы. Просите прощения у малыша, если вы виноваты. Это будет хорошим примером для него, он будет понимать, что и мама с папой могут ошибаться и даже признавать это.
  • Помогите чаду выражать свои чувства: «ты плачешь, потому что расстроен», «ты зол на своего друга, потому что он обидел тебя» и т.д. Такие проговаривания чувств помогут ему разобраться в себе.

Воспитание ребенка – сложный процесс, требующий терпения и понимания. Не отчаивайтесь, если вы столкнулись с трудностями. Их преодоление поможет не только сохранить доверительными ваши отношения с ребенком, но и сделать их крепче.

 

 

 

свернуть

Формирование адекватной самооценки

Консультация «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»

 

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль.

Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта, из общения со взрослыми, в первую очередь, родителями и сверстниками.

Самооценка может быть адекватной (соответствует имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватной (завышенной или заниженной)

Адекватная самооценка является важным показателем психологического благополучия ребенка и его успеха в жизни. Вот несколько причин, почему важно формировать адекватную самооценку у ребенка:

 

Уверенность в себе: Адекватная самооценка увеличивает уверенность в себе ребенка и облегчает его способность проявлять инициативу и участвовать в возрастно-подходящих задачах.

 

Лучшая адаптация: Дети с правильно сформированной самооценкой всегда лучше адаптируются в новой среде и могут быстрее устанавливать отношения со сверстниками.

 

Успешность в учёбе: Ребенок с высокой самооценкой способен более уверенно и успешно учиться, поскольку у него есть уверенность в своих способностях.

 

Принятие трудных решений: Ребенок, который имеет адекватную самооценку, чувствует себя более уверенно в принятии трудных решений и лучше справляется с непредвиденными ситуациями.

 

Психологическое здоровье: Низкая самооценка может привести к негативным эмоциям и поведенческим проблемам, таким как депрессия, тревога, социальная изоляция и нарушения питания. Ребенок должен чувствовать свою ценность и понимать свои способности.

 

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

 

  1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.
  2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.

3.Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что «он плохой, и Вы его больше не любите». Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо»), но не допускайте общих оценок («Ты плохой»)

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.
  2. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, а самооценка ребенка будет адекватной.
  3. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда…», «Ты постоянно..». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Смысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим.
  4. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию. Это дестабилизирует личность.

8.Родители и педагоги должны обучать детей принимать неудачи, научить их учиться на своих ошибках. «Каждое поражение – это шаг к большой победе», «Как классно было сыграть с достойными соперниками». Хвалите ребенка даже за любые старания и незначительные успехи. Если родитель ставит высокую планку ребенку, это может в дальнейшем привести к развитию перфекционизма, где главным смыслом жизни будет желание быть первым во всем. А поражения будут наносить тяжелые психологические травмы.

  1. У социальных навыков есть связь с повышением уверенности в себе. Учите своего ребенка общаться, делиться и вносить свой вклад в командную работу.
  2. Предоставьте детям возможность самостоятельно осуществлять маленькие задачи, чтобы получить в конце концов награду за свои усилия. Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо, если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

11.Стимулируйте творческое мышление. Дайте ребенку возможность рисовать, танцевать и творить. Это поможет улучшить его самооценку. Творческий процесс может побуждать детей  пробовать что-то новое и не бояться следовать своим интересам.

  1. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь. Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. Будьте примером. Показывайте, каким образом вы справляетесь с трудными ситуациями, чего ждете от себя. Ваше поведение может оказать огромное влияние на душевное состояние развивающейся личности.

  Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

 

свернуть

Стили воспитания и рекомендации родителям

Стили воспитания и рекомендации родителям

 

Авторитарный стиль воспитания

Особенности.

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия. В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности: - ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; - повышенная агрессивность и конфликтность.  

Рекомендации родителям при авторитарном стиле воспитания

- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).

- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.

- Необходимо оставлять за ребёнком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

- Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре.

  

Попустительский стиль воспитания

Особенности. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребёнку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия. При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

- неспособность к близости и привязанности;

- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)

- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

- мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

- хамство и вседозволенность;

- воровство, враньё, распущенность;

- безответственность, не умение «держать слова».

  

Рекомендации родителям при попустительском стиле воспитания.

 

- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребёнка.

- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

  

Гиперопека

Особенности. В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В кризисные возрастные периоды негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

Последствия. При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – «домашний деспот»:

- требовательность и нетерпимость к желаниям других;

- избалованность и капризность, эгоизм; - манипулирование окружающими;

- высокомерие и надменность; - своенравность.

2 вариант – зависимая личность:

- безынициативность, беспомощность;   - пасует перед трудностями;

- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;

- с трудом контактируют со сверстниками. 

 

Рекомендации родителям при гиперопекаемом стиле воспитания.

- Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.

- Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.

- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;

- Стимулируйте общение со сверстниками.

- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

И помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

  

Демократический стиль:

Особенности. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Основные характеристики этого стиля:

- взаимоприятие;

- взаимоориентация.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

- активно-положительное отношение к ребенку;

- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;

- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;

- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия. При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

- Инициативность и целеустремленность.

- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.

- Способность договариваться, находить компромиссные решения.

- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. 

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

 

свернуть

Развитие мелкой моторики рук детей

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук детей»

                                                                        

                                                                       «Ум ребенка – на кончиках пальцев»

                                                                                                     В. А. Сухомлинский

Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками. Почему важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкие движения, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соседние отделы мозга, отвечающие за речь. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и мышление.

 Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения со шнуровками, застежками, мозаики, бусинки, прищепки и т. д.  Следует помнить! Все игры с мелкими деталями должны проходить под контролем взрослого! Не допускать попадания в рот, нос, уши игрового материала, типа бусин, палочек и др.Это опасно!

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 

 

 

МОЗАИКА (КОНСТРУКТОР, БУСЫ, ПУГОВИЧКИ)

 

Величина деталей вашего конструктора зависит от навыков вашего малыша. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите крупный конструктор и крупную мозаику. Из конструктора помогите ребенку сначала построить башню, затем кукольную мебель и пр. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машинки, домики).

Бусы, пуговички

Сейчас продаются готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру можно изготовить самим. Для этого потребуется шнурок с плотным концом и старые бусины или пуговицы с крупными отверстиями. Пусть ребенок пофантазирует и нанизывает бусы в произвольном порядке.  Можно попросить нанизать бусы только одного цвета, формы. Из пуговичек можно выкладывать различные картинки: домик, цветочек, рыбка, кораблик…. Если ребенку сложно самостоятельно выполнить это задание, можно использовать контур предмета.

 

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

По образцу, сделанному взрослым, ребенок выкладывает квадраты, треугольники, елочки, снежинки, домики, кораблики и др. Если нет разноцветных счетных палочек, можно использовать спички, только предварительно отрезать головки.  Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.

 

ШНУРОЧКИ

Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки.  Используйте для игры кукольную одежду и обувь. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует пуговицу, домик и др.

 

«СОЛЁНОЕ ТЕСТО»

Вместо пластилина для лепки можно использовать солёное тесто. Рецепт: 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, немного воды, 1 ст. л. растительного масла. Можно добавить натуральный (сок свеклы и т. д.) или пищевой краситель (продается в кондитерских отделах). Готовые изделия высыхая, застывают. Можно подсушить в духовке, тогда изделие будет крепче. После просушки можно раскрасить гуашью. Тесто безопасно для ребенка, его легко катать, формировать различные фигурки. Можно слепить овощи, фрукты, хлеб, посуду и т. д.

Ёжик

Вам понадобится: небольшой кусок соленого теста, горсть мелкой лапши, 2 горошинки перца. Предварительно с ребенком рассматриваем рисунки с изобра-жением ежика. Описываем особенности животного: весь в иголках, колючий, глазки… Предложите отгадать загадку:

«Лежит клубок с иголками, живой и колкий».

Формируем комок из теста, похожий на ежика. Из горошинок перца получаются глазки. Мелкую лапшу накалываем на спинку ежика, получаются иголки.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному).

Хвосты: Прищепки могут выступать в роли хвостов. Достаточно вырезать различные силуэты: рыбки, птички, петушка, собачки, кошки и т. д.

Ушки: Прищепки могут играть роль ушек – например, у зайца. Нарисуйте и вырежьте силуэт зайца (без ушей). А затем предложите ребенку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать его.

Человечки: На плотной бумаге нарисуйте, а затем и вырежьте силуэты девочек и мальчиков (без рук и без ног, но в платьицах и рубашечках). Вместо ног и рук малышу нужно подставлять прищепки.

Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.  Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

 

 

 

свернуть

Психологическая безопасность ребенка

Психологическая безопасность ребенка - травмы как последствия воспитания

 

На практике вполне реальна ситуация, когда родители переносят свои психологические проблемы на детей, внушая им ложные установки, которые в свое время получили сами и из-за которых имеют собственные проблемы. То есть одна проблема по цепочке порождает другую в следующем поколении, но уже слегка искаженную и видоизмененную. Чтобы разорвать замкнутый круг и обеспечить своим детям реальную безопасность для психики, взрослым следует знать самые распространенные ошибки в воспитании. Мы дадим каждой из проблем условное название, чтобы вам легче было воспринимать, анализировать ситуацию и эффективно обеспечить психологическую безопасность своим малышам.

  • «Ай-ай-ай - ты плохой». Родители постоянно не удовлетворены ребенком, постоянно сравнивают его с кем-то или ставят в упрек, что он такой, а не другой. Излюбленная фраза: «вот Паша он молодец, не то что ты». Такие родители сами сожалеют о своих достижениях, сравнивая себя с «соседом», не умеют радоваться тому, что имеют и подсознательно нагнетают уверенность ребенка в том, что кто-то рядом лучше. Как итог у малыша развивается заниженная самооценка, которую по жизни тяжело искоренить.
  • «Детству - нет!». Родители относятся к малышу не по возрасту, постоянно упрекают в детских шалостях, постоянно ставят задачу стать серьезным. Как итог лишают ребенка детства, лишают его важного этапа в жизни, лишают возможности отвлечься и отдохнуть. Вырастая такие не наигравшиеся люди чувствуют потребность в «детской» разрядке и одновременно чувствуют вину за эти слабости. К своим детям они могут относиться, впадая в крайности: либо так же строго, либо наоборот с недоступной им вседозволенностью.
  • «Ты помеха!». Родители не забывают рассказать тем или иным образом малышу, что он причина их бед. Что они с ним намучились, что он часто болел, что они на него много тратят. Итог, в ребенке развивается стойкий комплекс неполноценности – он лишний в этой жизни, от него одни неприятности. Причем он ищет подтверждение этим мыслям даже в мелочах. Такой человек склонен к депрессиям и суициду, ведь родители сделали всё чтобы доказать ему то, что он зря появился на свет и вообще они "хотели мальчика, а не девочку".
  • «Никаких инициатив». Родители любят повторять - «не умничай», «что-то слишком много болтаешь», «не твоего ума дело» и т.д. Родители не дают ребенку возможность выработать свой стержень, в итоге он становится инертным и неспособным справляться с реальными жизненными проблемами. Уход от проблем он ищет самыми простыми путями – алкоголь, депрессии, наркотики.
  • «Стой, вокруг опасно». Ситуация похожа на предыдущую. Родители задавливают ребенка запретами, слишком долго опекают и держат «под крылом». В итоге ребенок боится брать ответственность на себя, принимать важные решения. Его постоянно гложут сомнения и страхи, особенно в каких-то начинаниях.
  • «Ой, ты мой маленький». Ребенок растет в уверенности, что лучше детства ничего нет и не будет. Родители стараются затормозить его, оставить возле себя, решить все проблемы. Даже повзрослев, такой человек бегает к мамочке за советом о том, какую жену выбрать и где работать, с удовольствием принимает у родителей деньги даже в 40 лет, и совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни.
  • «Любим только лучшего». Ты должен достичь вершин, - говорят родителя (причем часто сами ничего не достигшие и отыгрывающиеся на детях). Ты не имеешь права принести тройку, ты станешь известным музыкантом и т.д. Все эти посылы вселяют уверенность, что любовь надо зарабатывать, что родители любят только самых лучших. Такой ребенок будет стараться всячески угождать взрослым, даже путем обмана, лишь бы они его любили, ведь любят они только когда «он пятерку принес». Взрослая жизнь человека может сопровождаться существенными проблемами во взаимоотношениях с людьми и в искаженном представлении о жизненных ценностях. Нередки и случаи, когда «насильно» успешный ребенок в школе, взрослым спивается и катится по наклонной, поскольку не видит истинного смысла в своих достижениях.
  • «А наш самый хороший». Родители по поводу и без повода восхищаются малышом, всячески его захваливают, вселяя ложную уверенность в своей исключительности. Часто жизнь расставляет свои точки над «i», что приводит к серьезным разочарованиям.
  • «Плачут только слабаки». Родители учат ребенка, что проявлять чувства постыдно, что надо быть сдержанным. Не плачь, не бойся, не желай – так можно охарактеризовать такую модель воспитания. В итоге у ребенка все эмоции накапливаются внутри и потом выплескиваются в серьезные нервные срывы, психические расстройства и депрессии. Думая, что эмоции это постыдно, такой человек не может проявить себя ни как любящий муж, ни как нежный отец.
  • «Все вокруг плохие». Весь мир плохой, люди злые, люди обманывают, верь только мамочке и папочке. Настраивая ребенка против окружающего мира родители устанавливают в его психике бомбу замедленного действия, которая разорвется уже во взрослом возрасте, когда человек не сможет полноценно строить взаимоотношения с окружающими, а значит не сможет быть счастливым.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: